Наука о детях
 
14:08 20.03.2015  
 
 
 

 
 
 
Untitled Document

Уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию проекты, посвященные изучению различных аспектов детства, подростков, поколений, поддержанные РНФ.
В этом году были поддержаны проекты, посвященные повседневной жизни детей из провинциальных городов, рассматривающие «нетипичное» детство как социальный феномен и социальные представления о теле в двух поколениях россиян, обосновывающие необходимость изучения стресса у детей и подростков, а также трансформацию конспиративистской ментальности молодежи поколения Y и Z и влияние прекаризации на качество занятости и уровень жизни поколенных групп экономически активного населения.

Проект Оренбургского государственного педагогического университета «Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального городского социума (на материалах Оренбурга пореформенной эпохи)» посвящен изучению детской повседневности, положения ребенка в семье и обществе, специфических черт детской повседневности различных социальных групп (городской аристократии, рядовых городских обывателей, городских низов).
Подробнее ознакомиться с проектом можно по ссылке

В рамках проекта Пензенского государственного университета «Медиатизированная модель советского общества в детской периодике» планируется разработка инновационных моделей: модели советского общества и народа в детской периодике 1970–1980-х гг. и модели взаимодействия между тремя обозначенными субъектами социальных практик.
Подробнее по ссылке: по ссылке

Проект «Нетипичное» детство как социальный феномен в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России» Мурманского арктического государственного университета направлен на теоретический и эмпирический анализ динамических процессов, обуславливающих социальные характеристики «нетипичного детства» в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России. Результаты данного фундаментального исследования создадут теоретико-методологическую основу для разработки комплексных мер социальной политики по развитию социального потенциала и инклюзии детей с инвалидностью.
Подробнее ознакомиться с проектом можно по ссылке по ссылке

В рамках проекта Института психологии Российской академии наук «Иерархическая модель стресса: структурные особенности в детском и подростковом возрасте» планируется изучение такой важной темы как проблема стресса в детском и подростковом возрасте. Общей задачей исследования является изучение проявлений актуального стресса у детей 8-11 и подростков 12-15 лет при осуществлении контроля за уровнем их осознанности и учетом типа объекта, на который переносятся (проецируются) переживания.
Подробнее: по ссылке

Проект «Трансформация конспиративистской ментальности молодежи поколения Y и Z», Донского государственного технического университета предполагает разработку модели конспиративистской ментальности и валидизацию принципиально нового диагностической методики, направленной на фиксирования конспиративистской ментальности; определение особенностей становления конспиративистских установок у поколений; определение особенностей конспиративистской ментальности молодежи современных поколений Y и Z. Результаты исследования будут иметь прикладное значение для психологии: методика определения особенностей конспиративистской ментальности поколений может быть широко использована в общей, социальной, педагогической, возрастной психологии, в практике образования и консультирования. Разработанные тренинги станут важным средством коррекции конспиративистских установок и усиления потенциала безопасного жизненного мира поколений.
Подробнее о проекте по ссылке: по ссылке

В рамках проекта Московского государственного психолого-педагогического университета «Социальные представления о теле в двух поколениях россиян: опыт многомерного исследования» в фокусе внимания оказывается то, как понимается тело человеком в повседневной жизни, т.е. то, как «наивный ученый» выстраивает трактовку тела, опираясь на различного рода верования, убеждения, знания, социальные практики, повседневный опыт и пр. Особое внимание будет обращено на то, какую роль в представлении о теле играет развитие и широкое распространение современных технологий. В современном мире с помощью технологии Интернет у человека возникает возможность обрести виртуальное тело, существующее по иным законам, нежели тело реальное. Это один из способов сконструировать желаемый образ себя, исправить несовершенства любого рода, приблизиться к идеалу. Возможности медицинских технологий делают реальностью сказки о молодильных яблоках, живой воде или о Дюймовочке. Теперь у человека есть возможность улучшения, исправления, изменения себя, своего тела в соответствии с теми идеалами, которые транслируются СМК. Результаты исследования позволят ответить на ряд теоретических вопросов, касающихся особенностей социальных представлений о теле, в частности, выявить устойчивые конструкты (организующие принципы), которые надстраиваются над индивидуальными вариативными трактовками тела.
Подробнее по ссылке: по ссылке

Проект «Влияние прекаризации на качество занятости и уровень жизни поколенных групп экономически активного населения» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова посвящен проверке гипотезы о разном участии в неустойчивой занятости и его последствиях для уровня жизни в следующих поколенных группах экономически активного населения (15 лет и старше):1) молодежь (15-35 лет), 2) среднее поколение (36 лет – до пенсионного возраста); 3) старшее поколение, дифференцированных с учетом состава и размера домохозяйств. В ходе исследования будут обоснованы индикаторы прекаризации занятости, дифференцированные по степени значимости и с учетом рисков для снижения качества занятости и уровня жизни, проведена количественная и качественная идентификация поколенных групп экономически активного населения по их положению в сфере занятости с учетом образования и цифровых компетенций.
Подробнее о проекте по ссылке: по ссылке

Ждем новые данные и публикации по результатам этих интересных исследований.